Все материалы на сайте, касающиеся технических характеристик, наличия на складе и стоимости товаров не являются публичной офертой. Для более точной информации просьба уточнять в магазинах.

История рюкзака: с древнейших времён и до наших дней

19 сентября 1992-го года, где-то на границе Австрии и Италии, двое немецких туристов обнаружили останки первобытного человека, позже названного Эци. На протяжении более 5000 лет он находился во льдах, прежде чем был найден, а вместе с ним был найден и самый первый вариант рюкзака, известный человеку.


Древнейший рюкзак

Его конструкция была максимально простой и представляла собой лоскутную сумку из кожи, натянутую на U-образный каркас из орешника с двумя перекладинами.
Тем не менее, даже такой аксессуар делал длительные путешествия куда менее утомительными и куда более удобными, позволяя переносить с собой необходимые вещи, распределив нагрузку на спину. Именно по этой причине такой “рюкзак” будет ещё не раз изобретён на всех континентах.


Реконструкция каркасного рюкзака Эци


Истоки современного рюкзака

Несмотря на то, что рюкзаки на U-образной раме использовались и используются на протяжении всей истории человечества, действительным отцом рюкзака в его нынешнем виде считается армейский ранец, прототипы и вариации которого встречаются со времён древнего Египта, античной Греции и Рима.


Римский вариант походной сумки - локулус - прикрепляется к походному шесту во время марша.



В средние века задокументировано использование рыцарями-тамплиерами жестких деревянных каркасов с лямками, а к XVIII - XIX веку в большом количестве использовались ранцы из кожи, сукна или брезента с двумя прямыми лямками, в основе которых находился жесткий короб.

Солдаты испытывали ряд неудобств, связанных с ношением ранцев, самое основное из которых заключалось в том, что при длительном марше прямые лямки впивались в плечи, делая ношение ранца с тяжёлыми грузами неудобным и даже болезненным.


Походный ранец  

Однако, дальнейшие усовершенствования не заставили себя долго ждать: ранцы избавились от жестких коробов, став мягкими мешками, на них начали устанавливать внешние каркасы из дерева и металла, а прямые лямки стали делать скошенными для лучшего распределения веса.


Рюкзак XX века - новые технологии и материалы

В 1886-м году полковник ВС США Генри Клэй Мерриам предпринял попытку улучшить брезентовый ранец, входивший в комплект индивидуального снаряжения солдат армии США. Он снабдил конструкцию дополнительными опорами на пояс, которые должны были снизить нагрузку на плечи солдат, распределив вес по бедренной и поясничной части.

Изобретение поступило на вооружение армии штата Нью-Йорк в конце 90-х годов XIX века, однако солдаты нашли его слишком громоздким и неудобным. Несмотря на неудачу, полковник Мерриам был первым, кто предпринял попытку решить проблему прямых лямок у ранцев с помощью поясного ремня.

Слева направо: патент на модифицированный ранец; полковник Мерриам, демонстрирующий своё изобретение; сам ранец с дополнительными ремнями, которые выдавались в комплекте.


А уже в 1908-м году норвежский предприниматель Оле Берган получил патент на анатомическое крепление для рюкзака, к которому, в свою очередь, крепился сам мягкий мешок. Этот патент определил современный облик всех рюкзаков.


Слева - патент на крепление Бергана; справа - демонстрация крепления на человеке.



Модель рюкзака Бергана в собранном состоянии.

С помощью долгой и кропотливой работы изобретателей XX века, таких как: Ллойд Нельс, супруги Ашер и Нена Келти, братья Евгений и Виталий Абалаковы - рюкзак приобрел свой окончательный современный вид.


Современный рюкзак

Самые передовые модели рюкзаков наших дней делаются из специальных облегченных материалов, которые отличаются износостойкостью, водонепроницаемостью, лёгкостью и безусловным удобством.


 

Современный горнолыжный рюкзак K2 Sentinel

Сегодняшние модели рюкзаков принято делить по двум определенным критериям:

По конструкции:

  • Мягкие (без элементов жесткости) - представлены старыми советскими туристическими либо “абалаковскими” рюкзаками, а также большей частью простых городских рюкзаков;
  • Полужесткие (анатомические) - сюда относят рюкзаки практически всех типов и объёмов с внутренней рамой, например - “пластиной жёсткости”
  • Жёсткие (станковые) - в эту категорию попадают туристические и альпинистские рюкзаки большого объёма. Основой таких рюкзаков является подвесная система, состоящая из алюминиевой или титановой рамы и матерчатого пояса, призванного перенести часть нагрузки на тазовую область.

По назначению:

  • Городские: небольшие (от 10 до 30 л.) рюкзаки для повседневной носки необходимых вещей, в свою очередь могут быть профессионально ориентированными (для ноутбука, фотооборудования и т.д.), учебными (школьные рюкзаки), женскими и детскими (по сути, сумочка с лямками для ношения на спине);
  • Военные: используются военнослужащими в боевых условиях, имеют разнообразные вариации в зависимости от задач, которые должны выполнять;
  • Велосипедные: служат для хранения вещей при поездке на велосипеде или мотоцикле. Могут быть заплечными или багажными;
  • Альпинистские: для восхождениях в высокогорных условиях;
  • Туристические: для походов и путешествий.

Заключение

История создала множество ситуаций для развития рюкзака как необходимого предмета обихода и незаменимого помощника в ситуациях, когда есть необходимость перенести некоторое количество вещей и облегчить себе выполнение самых различных задач.

И, хотя сегодня рынок предлагает множество стилистических новинок, ничего нового, по сути, в рюкзаке придумывать не нужно - эволюция уже произошла, и мы лишь наслаждаемся её итогами.

Автор: Ливио Манджиаторди.